Доклад Митрополита Минского и Слуцкого, Филарета Патриаршего Экзарха всея Беларуси на открытии XVI Международных Кирилло-Мефодиевских чтений «Религиозная культура в контексте светского образования» в Институте теологии Белгосуниверситета 26 мая 2010 года, Минск «Религия в культуре и в светском образовании» (текстовая версия)
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет «Религия в культуре и в светском образовании”.
Приветственные слова
Заместитель Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь В.Б. Ламеко.
Заместитель министра культуры РБ Т.И. Стружецкий.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Болгарии в РБ Захари Радуков.
Советник посольства Российской Федерации в РБ С.В. Березный.
Приветственное слово Митрополита Минско-Могилевского Архиепископа Тадеуша Кондрусевича.
Прывітальнае слова арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча (текставы варыянт).
Ректор БГУКИ Б.В. Светлов.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в РБ Мишель Ренери.
Пленарные доклады
Кучинский Анатолий Иосифович, начальник управления правовой и аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь
Основы религиозной культуры в контексте светского образования в Республике Беларусь.
Обзор совместных церковно-государственных проектов, осуществленных с момента подписания в 2004 году Соглашения о сотрудничестве между БПЦ и государством в образовательной сфере.
Петровский Геннадий Николаевич, проректор Института теологии БГУ
Формы включения религиозной культуры в образовательный контекст общего среднего образования.
Преимущественное внимание в докладе уделено формам включения религиозной культуры в контекст общего среднего образования. Указана необходимость ревизии содержания университетской учебной дисциплины «Религиоведение», а также понятия светскости. Как заметил выступавший, существенной стороной образовательного потенциала Церкви является создание у личности прочной внутренней мотивации к тому, чтобы творить добро. Государственный контроль над религиоведческими занятиями в школе представляется докладчику гарантом «того, что в курс религиозной культуры не проникнут экстремизм и фанатизм».
Владимир Федоров, протоиерей, Православный институт Миссиологии и Экуменизма, Россия
Святые Кирилл и Мефодий – покровители Европы и миссия христианства в Европе.
Мирон Константин, протоиерей, уполномоченный по связям с общественностью Комиссии Православных Церквей Германии
Актуальные проблемы религиозного образования в Германии.
В докладе повествуется о современном состоянии светского религиозного образования в Германии. Религиозная культура — единственная на сегодня учебная дисциплина, закрепленная в Конституции ФРГ. Особый акцент протоиерей Константин сделал на обязательной двойной сертификации школьных преподавателей религии, полномочия которых, с одной стороны, санкционируются конфессиональным руководством соответствующей федеральной земли, а с другой стороны — подтверждаются госэкзаменом. Докладчик заметил, что преподаватель христианского вероучения в Германии обязан быть членом Церкви, от лица которой преподает, и участвовать в Таинствах.
Плошайска Гражина Барбара, главный специалист Департамента общего образования и воспитания Министерства образования Польши
Опыт преподавания религиозных дисциплин в Польше.
В докладе повествуется об опыте преподавания религиозных дисциплин в Польше. Преподаватели религиозной культуры в польских школах должны заручиться рекомендацией религиозных иерархов. На данный момент польское государство взаимодействует в деле образования с Римско-Католической Церковью (на основе конкордата), а также с православными, протестантскими, иудейскими и исламскими общинами.
Ивонен Пeккa, советник по образованию Национального совет по образованию Финляндии
Преподавание религии в Финляндии.
Освещается финская специфика преподавания религиозной культуры. Содержательной основой школьного курса религии в Финляндии является лютеранское вероучение. В большинстве случаев преподаватели являются выпускниками факультетов (часто — магистрами) теологии. Кроме Евангелическо-Лютеранской Церкви, партнером финского государства выступает вторая по численности конфессия страны — Православная Церковь.
Пленарные доклады
Секция 1. Религиозная культура как философский и социальный феномен
Лапшевич Вероника Валентиновна, учитель английского языка УО «Трокеникская базовая общеобразовательная школа»
Религиозная культура и ее роль в современном обществе.
Филарет (Егоров), игумен, настоятель церкви св. Параскевы Сербской, Украина
Взаимодействие церкви и современной культуры в трудах П. Евдокимова и С. Аверинцева.
Вевюрко Илья Сергеевич, кандидат философских наук, кафедра философии религии и религиозных аспектов культуры, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, Россия
Философия религии В.И. Несмелова в контексте духовно-академической философии.
Яшчанка Аксана Рыгораўна, канд. гіст. навук, дацэнт, заг. каф. гісторыі Беларусі УА “Гомельскі дзяржаўны універсітэт імя Францыска Скарыны”
Александронец Уладзімір Мікалаевіч, студэнт 3 курса гістарычнага факультэта УА “Гомельскі дзяржаўны універсітэт імя Францыска Скарыны”
Прастольныя святы як кампанент культуры жыхароў Гомельскага раёна ў XX – пачатку XXI ст.
Волнистый Андрей Григорьевич, преподаватель кафедры философских учений БНТУ
Нужна ли религия современному человеку?
Смирнов Григорий Егорович, протоиерей, руководитель отдела Орловско-Ливенской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
К вопросу о взаимосвязи религиозного просвещения и безопасности государства.
Залоско Юрий Иванович, кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель кафедры философии и методологии науки факультета философии и социальных наук БГУ, священник Свято-Петро-Павловского собора г. Минска
Рациональность религиозно-богословского знания как методологическая проблема.
Азевич Мария Ивановна, Витебск
Формирование белорусского этноса.
Бабарико Наталья Эдуардовна, преподаватель УО «Минский государственный профессиональный лицей №4 бытового обслуживания»
Религиозная культура и ее роль в современном обществе.
Павлов Вадим Иванович, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры теории и истории государства и права, Академия МВД Республики Беларусь
Необходимо ли взаимодействие богословского и юридического дискурсов или о возможности синергийно-антропологической концепции права.
Круглый стол
Завершил Чтения круглый стол «Религиозная культура как элемент гуманитарной безопасности государства и общества в современном мире», состоявшийся в стенах Института теологии БГУ. Модераторами круглого стола являлись: кандидат физико-математических наук, проректор ИТ БГУ Г.Н. Петровский; руководитель Синодального отдела религиозного образования и катехизации БПЦ протоиерей Александр Шимбалев; кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения ИТ БГУ Н.С. Семенов; доктор теологии Венского университета В.А. Мартинович; игумен Филарет (Егоров) (Украинская Православная Церковь); уполномоченный по связям с общественностью Комиссии православных церквей Германии протоиерей Константин Мирон.
На повестку мероприятия был вынесен вопрос о самом понятии гуманитарной безопасности, а также о составе структур, обеспечивающих гуманитарную безопасность общества.
Открывая дискуссию, председатель молодежного отдела Тверской епархии РПЦ протоиерей Алексий Шевчук заметил, что ассоциирует понятие гуманитарной безопасности преимущественно с демографическим вопросом, а также с характерной для развитых стран перспективой трансгуманизма (мутации вида Homo sapiens как такового). В ходе круглого стола протоиерей Алексий неоднократно указывал на иллюзорность взгляда, видящего в образовании (в том числе религиозном) основное средство возрождения традиционных ценностей в обществе. «Нам надо больше молиться и поститься» [ср. Мф. 17: 21; Мк. 9: 29], — отметил выступавший, полемически заостряя проблему. При этом преобладающей среди участников круглого стола была точка зрения, согласно которой «гарант национальной безопасности — система религиозного образования, которая охватывала бы как можно более широкие слои населения». С таким утверждением выступил протоиерей Александр Шимбалев, указывая на учительство как неотъемлемую часть миссии Церкви в мире, основанную на призыве Спасителя: «Идите, научите все народы» (Мф. 28: 19).
Доктор теологии Венского университета Владимир Мартинович остановился на таком аспекте гуманитарной безопасности, как устойчивость к воздействию деструктивных идей. Выступавший обратил внимание аудитории на то, что для настоящего времени наряду с ростом влияния сект характерно использование в экстремистских целях идей мировых религий, в том числе христианства (и православия в частности).
Представитель Римско-Католической Церкви священник Александр Тарасевич напомнил присутствовавшим об исторической роли Церкви как гаранта единства Европы в условиях произвола правителей, а также внешней угрозы со стороны нехристианского мира. По словам священника, в деле обсуждения темы «Религиозная культура в контексте светского образования» важно отойти от кулуарности и вызвать широкую общественную дискуссию.
Клирик Крымской епархии УПЦ игумен Филарет (Егоров) отметил, что религиозная культура как фактор обеспечения гуманитарной безопасности тесно связана с межконфессиональной взаимной поддержкой. «Необходимо полюбить любовь. Если будет так, то при любых геополитических ситуациях мы выживем», — сказал игумен Филарет.
Завершая мероприятие, проректор ИТ БГУ Г.Н. Петровский выразил взгляд на то, что проблема гуманитарной безопасности во многом решаема благодаря выработке общепринятой идеологии данного общества. По словам выступавшего, подобная идеология должна быть воспринята большинством граждан и корректна по отношению к другим мировоззренческим системам (если они не являются деструктивными). Место религии в идеологической структуре должно четко оговариваться. Как отметил проректор ИТ БГУ, необходима обязательная сертификация учебных программ и пособий по религиозной культуре со стороны Министерства образования РБ. С другой стороны, полагает Г.Н. Петровский, школьные преподаватели религиоведческих дисциплин должны рекомендоваться конфессиональным руководством. Выступавший особо подчеркнул, что основная цель школьного курса религиозной культуры — не обратить учащегося в какую-либо веру, а дать ему знание. «Знание — это страховочный механизм от неадекватного восприятия действительности», — подытожил проректор Института теологии.
Акт закрытия XVI Международных Кирилло-Мефодиевских чтений состоялся во второй половине дня в помещении БГУ культуры и искусств и был начат приветственным словом Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, которое зачитал проректор ИТ БГУ Г.Н. Петровский.
Затем к собравшимся обратился ректор БГУКИ Б.В. Светлов.
После официальной части акта состоялась концертная программа.