Пасхальное послание Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие
и все верные чада Белорусской Православной Церкви!

«Почитайте себя мёртвыми для греха,
живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем»
(Рим. 6: 11)

От седой древности до наших дней в жизни человеческого рода не было и нет события, в котором жизнь и смерть обретали бы такой же высокий смысл, как в Пасхе Господней.

Сколько бы человек ни задавал себе вопрос о смысле жизни, сколько бы ни испытывал он свой разум в попытках разгадать тайну смерти, — ни один ответ не превзойдет всеобъемлющей мудрости главного догмата христианской веры:

Христос воскресе! Воистину воскресе!

«…И нас воскресит силою Своею» (I Кор. 6: 14), — утверждаем и мы вслед за святым апостолом Павлом. Ведь испокон века христианский мир объединяется твёрдой уверенностью во всеобщем воскресении; христианские сердца исполнены неизбывной надеждой обрести жизнь будущего века, а разум каждого христианина просветлён несомненным знанием того, что смерть не прекращает жизнь человека, но представляет собой «инаго жития вечнаго начало» (Песнь VII Пасхального канона).

Сам Господь Иисус Христос Своим тридневным воскресением утвердил эти незыблемые основания нашей веры. Внимательно читая Писание, мы можем задаться вопросом: почему апостол Павел называет воскресшего Сына Человеческого первенцем из умерших (I Кор. 15: 20)? Ведь Священная история Ветхого и Нового Заветов хранит немало примеров воскрешения умерших людей, и в том числе — Христова друга Лазаря, который скончался и пробыл во гробе четыре дня.

В поисках ответа нам очень важно осознать, что прежде Светлого Христова Воскресения у людей не было твёрдых знаний о жизни будущего века. Были только догадки и предположения, мифы и легенды о посмертной участи человека. А ещё была безысходность, потому что Царство Небесное оставалось затворённым для людей после изгнания из него наших согрешивших праотцев.

До Воскресения Христова удел человека после земной кончины был таким, как говорит о нём святой Иов Многострадальный: «Отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака… где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10: 20–22).

И вот, Спаситель «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»!

Сын Божий не просто вернулся из царства мертвых, не просто ожил: Он победил смерть и вывел её пленников на свободу, Он возвысил жизнь каждого человека до божественной высоты и наполнил вселенским смыслом дни и годы земной юдоли.

Дорогие братья и сестры! Обратим свой взор на икону Светлого Христова Воскресения: вот, сокрушив врата ада, Единородный Сын Божий держит за руки праотцев Адама и Еву и выводит их к Свету из страны мрака. И вместе с ними Он держит за руку каждого из нас, потому что, по слову Апостола, «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (I Кор. 15: 22). Именно поэтому Сын Человеческий — первенец из умерших — именуется «Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века» (Великое Повечерие).

Во времена земной жизни Христа Спасителя, как и сегодня, далеко не все веровали в бытие духовного мира, в бессмертие души и в Жизнь Вечную. А коли так, то и смысл жизни, и её цель, и её ценность понимались по-разному. Жизнь малых и слабых мира сего представлялась малозначительной и лишённой высокого смысла. Богатые и сильные господствовали чаще всего с жестокостью и придавали значение лишь удовольствиям и утолению своих прихотей.

Воскресение Христа Спасителя опровергает мнение о том, что ценность человеческой жизни бывает разной, что бессмертная душа может быть значимой для Творца в большей или в меньшей степени. Господь Иисус Христос твердо и недвусмысленно ставит на первый план божественное равенство всех людей.

Евангельская проповедь утверждает, что Бог нелицеприятен, и для Творца нет разницы между людьми ни по знатности происхождения, ни по степени обладания властью и богатством, ни по месту в общественной иерархии. Пред Ликом Вседержителя лишь одно отличие существенно: насколько мы различаемся по своей способности любить Бога и любить ближнего своего как самого себя (см.: Мф. 22: 37–39).

В ветхозаветной книге Ездры мы читаем слова, которые свидетельствуют о всеобщем равенстве людей в свете именно этих основополагающих заповедей любви:

«Оправдай вдову, дай суд бедному, помоги нищему, защити сироту, одень нагого, о расслабленном и немощном попекись, над хромым не смейся, безрукого защити, и слепого приведи к видению света Моего, старца и юношу в стенах твоих сохрани, мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу, — и Я дам тебе первое место в Моем воскресении», — говорит Господь (III Езд. 2: 20–23).

В этом пасхальном человеколюбии заключены основы общественной морали и справедливости, а значит — и устойчивости общества к испытаниям века сего. В этих словах Писания, говоря современным языком, сформулирована библейская социальная программа, актуальная не только для Церкви и государства, но для всего мирового сообщества.

Ведь, по сути, все исторические трагедии и социальные бедствия начинались там, где предавалось забвению евангельское правило жизни человеческого рода: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12).

Христианская ответственность напоминает нам, что мы и отцы наши — одно, и мы призваны молиться о них, умножая отеческое благочестие и искупая отеческие грехи.

Помня об этом и приуготовляя сердца наши к Пасхе Господней, мы пятикратно совершали молитвенное поминовение усопших, начиная от Вселенской родительской мясопустной субботы. И мы продолжим это молитвенное соединение с нашими предками в день Радоницы, когда едиными устами и единым сердцем возрадуемся вместе с отошедшими к Богу сродниками, соотечественниками и всеми от века почившими православными братьями и сестрами нашими, что Христос воистину воскрес!

Возлюбленные! Сегодня мы смелы в оценках прошлого и настоящего, в суждениях об истории нашей Церкви, нашего Отечества… Однако далеко не всегда мы бываем осмотрительны в отношении к тем, кто жил на земле наших отцов прежде нас. Поэтому вспомним, как апостол Павел, проповедуя Воскресение Христово, становился весьма строгим к тем, кто скор на осуждение.

«Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми, — разъясняет Апостол народов, обращаясь и к древним римлянам, и к нам. — А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов… Каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14: 9–12)

Из всех умерших на земле Господь наш Иисус Христос явился единственным, Кто, по слову Апостола, был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4: 25).

Так, для нас, оправданных столь высокой ценой, важнейшей была и остаётся миссия свидетельства о бессмертии взаимной любви Бога к человеку и человека — к Богу, а значит, и к своему ближнему.

Сердечно приветствую с Пасхой Господней всех единоверных христиан, соотечественников наших, всех, кто движим доброй волей, и всерадостно свидетельствую о том, что Христос воскресе! Воистину воскресе! Аминь.

+Филарет,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси

Пасха Христова,

2010 год,

Минск