Когда в Советской части Беларуси храмы разрушались…

Свято-Покровский собор в Барановичах празднует свой 80-летний юбилей. Начиналась история этого храма в 1908 году, когда в Барановичах на месте нынешнего Свято-Покровского собора была построена первая приходская деревянная церковь по ул. Графской (ныне ул. Куйбышева). Но в пасхальную ночь 1921 года случился пожар, уничтоживший этот приходской храм. Совершение служб было перенесено в маленькую кладбищенскую часовню.

На следующий же день после пожара было принято решение о восстановлении храма. Был образован церковно-строительный комитет (ЦСК) и ревизионная комиссия, деятельность которых была направлена на ликвидацию остатков сгоревшей церкви и поиск средств для новостройки.

Вначале предполагалось восстановить прежний деревянный храм, однако его проект и смету два года не утверждало руководство Новогрудского воеводства, поветовым центром которого были Барановичи. Строительному комитету пришлось составлять новую документацию, но уже на каменный храм, которая и была утверждена в июне 1924 года. Проект и смету на очень большую в то время сумму – в 147 000 злотых – выполнил варшавский архитектор Н.А. Оболонский.

Большую денежную помощь оказал магистрат г. Барановичи, польское правительство выделило дотацию в размере 10 000 злотых, щедрые пожертвования на восстановление храма прислали Блаженнейший Дионисий, митрополит Варшавский и Волынский, и Высокопреосвященнейший Александр, архиепископ Полесский и Пинский, посетившие г. Барановичи 22 сентября 1922 года. Сбор необходимых на строительство храма средств осуществлялся всем миром, принималась любая помощь граждан. Благодарность комитета в 1925 г. была выражена прихожанам, проживающим возле ст. Барановичи-Полесские, «которые при обращеніи Комитета къ нимъ, добровольно вывезли на плацъ до 15000 пуд. железа и рельс, закупленных для постройки…» (Здесь и далее выдержки из брошюры «Постройки Свято-Покровской церкви въ Барановичахъ (1921 – 1928 гг.)», изданной в Вильно в 1929 году).

Но в связи с экономическими трудностями (кризис, инфляция) собранные деньги быстро обесценивались. Но не только недостаток денежных средств был причиной очень медленного строительства. Много времени было потрачено на разбирательство слухов о якобы имевших место материальных злоупотреблениях, о бездеятельности строительного комитета, специально устроенном поджоге сарая с церковной утварью. (Речь идёт о трёх вагонах церковного имущества, привезенного для строящегося храма летом 1926 г. из закрытых и разрушенных во время Первой мировой войны православных храмов Польши).

Несмотря на все трудности, закладка фундамента новой православной святыни всё же состоялась. Произошло это 6 августа 1924 года.

Для внутреннего убранства митрополит Дионисий предоставил нашему собору почти полный иконостас, дубовые двери, иконы, сорок фрагментов мозаики и многое другое из разрушенного польскими властями Варшавского Александро-Невского кафедрального собора. (Собор на 2500 молящихся на Саксонской площади в Варшаве был самым большим и величественным в Европе православным храмом конца XIX – начала XX веков. Здесь находилось около десяти тысяч произведений искусства и предметов, представляющих мировую художественную ценность. Храм был украшен мозаичными композициями, выполненными в петербургских мастерских В. Фролова в 1901–1911 годах по эскизам В. Васнецова, Н. Бруни, Н. Кошелева и В. Думитрашко. Проекты трех иконостасов принадлежали самому Л. Бенуа, иконы – московским мастерам Н. Харламову и В. Гурьянову. Построенный по проекту выдающегося русского зодчего Л. Бенуа, он олицетворял мощь Российской империи на территории Польши. В 1920 году по решению сейма Польши Варшавский собор был взорван).

В ноябре 1928 года в торжественной обстановке на центральный купол Покровского собора был водружен позолоченный шестиконечный крест, а в последующие три года завершено строительство колокольни и окончены внутренние работы. Перед строительным комитетом «встаетъ трудная задача внутренняго оборудованія храма необходимой церковной утварью, приведением ценных мозаикъ въ порядокъ, размещеніем ихъ снаружи и внутри храма, для чего необходимо найти хорошаго мозаичнаго мастера, реставрированіемъ, сборкой иконостаса-иконъ, заботой покупки соответствующихъ храму колоколовъ».

Работа с установкой мозаичных композиций представляла большие сложности и требовала немалого мастерства и кропотливого труда реставраторов. Из спасенных от уничтожения в Варшаве привезенных частей на стенах храма были закреплены семь мозаичных композиций. Пять из них размещены внутри собора: центральный фрагмент, названный «Богоматерь с младенцем», из большой композиции В. Васнецова «О Тебе радуется», «Деисус» по эскизу Н. Кошелева, «Богоматерь с ангельскими чинами» по эскизу Н. Бруни, мозаичные иконы «Святой Алексий митрополит Московский» и «Преподобный Иосиф Волоцкий» по эскизам В. Думитрашко. Две композиции – «Спас с донатором» и «Собор архангела Михаила и всех небесных сил бесплотных» (эскизы Н. Кошелева и Н. Бруни) – располагаются снаружи.

В то время, когда в восточной Белоруссии практически не осталось действующих храмов, когда в СССР церквей уже не строили, а только взрывали или передавали их под спортклубы и мастерские, в нашем городе, который был ещё польским, состоялось освящение нового собора. Долгожданный для православных прихожан день наступил 4 октября 1931 года накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем церкви стал протоиерей Павел Мацкевич.

С этого времени церковная служба в храме никогда не прерывалась. Несмотря на то, что при освобождении Барановичей в 1944 году около 80 процентов зданий в городе было разрушено, собор пережил Отечественную войну и уцелел, одиноко возвышаясь над руинами.

С 1978 года по настоящее время настоятелем Свято-Покровского храма и благочинным церквей Барановичского округа является протоиерей Александр Дзичковский. В 2002 году он передал в фонды нашего музея три небольших фрагмента мозаики, один из которых можно увидеть сегодня в экспозиции музея.

Именно благодаря установленным в храме мозаикам, относящимся, по мнению специалистов, к самому лучшему из того, что было создано в мире в области мозаичного искусства в XIX – начале XX вв., Свято-Покровский собор имеет статус национального достояния: в 1953 году он был признан памятником архитектуры Беларуси.

Мне приходилось сопровождать в Покровский собор немало гостей нашего города, среди которых были именитые художники, и они часами не могли оторвать глаз от красоты мозаик и икон. По мнению одного из преподавателей Школы акварели С. Андрияки из Москвы, внутреннее убранство собора может служить материалом для искусствоведческой диссертации, и не одной.

А ведь многие наши горожане даже не догадываются о наличии в Покровском соборе таких художественных ценностей и не понимают, что наши мозаики – это истинные произведения искусства, которые необходимо хранить как святыни.

В настоящее время в храме обновляется краска на иконостасе, отмываются от пыли и копоти мозаики, благоустраивается территория двора. А в церковном подвале и по сей день лежит множество небольших цементных обломков, покрытых смальтой, которые невозможно было использовать для восстановления композиций. Рука не поднимается их выбросить, ведь на них когда-то молились. Поэтому в свободное время протодиакон Андрей Горбунов отмывает их и кропотливо пытается собрать хотя бы небольшие узнаваемые фрагменты. И кто знает, возможно, через несколько лет стены храма украсит еще одно, пусть небольшое, мозаичное панно.

Анна СВАТКО, научный сотрудник Барановичского краеведческого музея, фото Михаила КАШКО
nashkraj.by

Добавить комментарий