Домашнее насилие: выйти из замкнутого круга

На тебя орут. Тебя бьют. Нужно еще оградить детей от вспышек ярости. Как быть? Куда бежать на ночь глядя с детьми? Где найти прибежище хотя бы на короткий срок, пока разбушевавшийся супруг остановится? Домашнее насилие. Оно происходит за закрытыми дверями, но, несомненно, является проблемой всего общества. Жестокость от самого близкого человека выбивает из колеи. Искать помощи зачастую не у кого… Кризисных центров помощи жертвам домашнего насилия по всей Беларуси единицы. В Лиде такой центр вместе с приютом опекает Сестричество в честь преподобной Евфросинии Полоцкой г.Лида. Здесь каждый месяц находят помощь в среднем 10-16 человек (6-8 женщин, 4-8 детей). О работе Кризисного центра мы беседуем с Ольгой Горшановой, психологом  и руководителем этого проекта.
– Потрясает и удивляет равнодушие общества к проблеме, ибо каждый считает, что если это не коснулось его, то и проблемы нет, – рассказывает Ольга Горшанова. – Это проявляется в равнодушии и спокойствии соседей, которые даже не придут на помощь на крики и шум из квартиры. На работе коллеги не обращают внимания на заплаканные глаза сотрудниц и признаки побоев…
Домашнее насилие имеет место во всех социальных группах. И говорить о проблеме надо. Сообщать факты и предупреждать. Учить действовать в кризисной ситуации иобучать самих женщин решать проблему, даже если ради этого придется прекратить отношения с некогда любимым человеком. Именно поэтому с июня по декабрь 2010 г. в Лиде была проведена достаточно широкая информационная кампания. Ряд публикаций в СМИ. Постоянно в бегущей строке Лидского телевидения проходит реклама «Социальная помощь жертвам домашнего насилия – у нас можно переночевать, наши телефоны 8-033- 688-40-49 и 8-029-151-95-22».

О ЦЕНТРЕ

Идея организации Кризисного центра возникла у сестричества после инициированных Союзом сестричества милосердия БПЦ исследований по домашнему насилию и серии вводных семинаров-тренингов по этой проблеме в 2006 году. Тогда тема противодействия домашнему насилию и профилактики была совершенно нова для церковного сообщества, требовала серьезного осмысления и подготовки.
Приют для женщин – жертв домашнего насилия начал свою работу с реализации проекта «Изучение проблемы домашнего насилия в Лидском регионе» с 1 декабря 2009 года. Приют – это место, где может проживать некоторое время женщина, пережившая домашнее насилие, со своими детьми, если ей и ее детям угрожает опасность – насилие.
Главная цель работы приюта – это предоставление возможности женщине и ее детям укрыться в экстренной ситуации, если им угрожает опасность, предоставление возможности оказать социальные, психологические, духовные и доврачебные услуги, если это необходимо.
Условия проживания в кризисном центре максимально приближены к домашним. Для этой цели была снята квартира в центре города Лида, постоянно закупаются по мере необходимости постельное белье, посуда и продукты питания для подопечных.
– Ольга, как женщины отнеслись к появлению в городе центра? Кто к вам обращается?
– Социальная помощь жертвам домашнего насилия оказывается в Лидском регионе впервые, поэтому женщины относятся с некоторым недоверием, с настороженностью, боясь огласки, звонят, уточняют интересующие вопросы. К сожалению, часто звонят и мужья женщин, попросивших у нас убежища, с угрозами и оскорблениями.
А кто обращается? Все ситуации практически похожи, муж (сын, брат, отец) вернулся с …… нетрезвый, устроил дома скандал, женщина одна или с детьми убегает от насилия. Женщины просят помощи у психолога и священника, иногда им просто надо выговориться, но самым частым обращением является возможность женщин переночевать и некоторое время пожить у нас. Так, 128 телефонных звонков женщин с помощью в 2010 г. 96 попросили приюта вместе со своими детьми, в 2011 г. мы приютили 126 женщин и 59 детей. За прошедший период 2012 года у нас попросили убежище 27 женщин и 21 ребенок. Некоторые из подопечных обращаются за помощью по нескольку раз, женщины приходят одни или с детьми. Часто благодарят нас за помощь.
Хотя встречаются и нетипичные ситуации. В августе 2010 г. в кризисном центре попросили пожить два брата близнеца – Руслан и Андрей Н., их мать отказалась от их, а на время летних каникул, хотя бы месяц, им хотелось побыть в родном городе. Остановиться негде и парни пришли в церковь, с благословения отца Алексея мы приютили их у нас. Женщины, которые поступали в этот период, были рады, что они могут не только пользоваться услугами кризисного центра, но и поухаживать за мальчишками, им хотелось дать ребятам немножко материнской любви и заботы.

ИЗ ОТЗЫВОВ ЖЕНЩИН

«…раньше приходилось ночевать по вокзалам, у знакомых, которые нехотя принимают, очень хорошо, что и в нашем городе есть такое место, где ты можешь придти переночевать, где тебя поймут и отогреют, и самое главное не осудят…»
– Очень непросто оказывать помощь жертвам домашнего насилия… Вероятно, к вашим подопечным нужен особый подход?
– Прежде всего, мы входим в контакт с жертвами как слушатели, давая понять, что эти люди не одни, они не виноваты в случившемся, не вынося при этом ни каких суждений.  Также стараемся дать понять, что чувства этих людей можно рассматривать «как норму», нормальную реакцию нормального человека в данной кризисной ситуации. И стараемся помочь жертвам насилия снова выстраивать отношения с другими людьми. Во время беседы, когда женщина рассказывает свою историю, стараемся подчеркнуть и придать важность личным ресурсам женщины. Главное предоставить женщине именно ту помощь, в которой она нуждается.
В рамках работы приюта реализовываются и практические меры, направленные на оказание конкретной помощи пострадавшим. С целью привлечения внимания общественности к проблеме насилия, налаживания контактов сестричеством проводятся семинары для представителей: социальных служб города, образования, РОВД, СМИ, общественных и религиозных организаций. Для женщин жертв домашнего насилия разработан семинар-практикум «Как остановить насилие в семье».
– Мы рассматриваем насилие как последствие социальных и культурных проблем, тесно связанных с конкретным человеком, с конкретной семьей и социальной средой, – поясняет руководитель проекта Ольга Горшанова. – Мы полагаем, что есть выход из любой ситуации. Наши волонтеры, а это сестры православного сестричества в честь преподобной Евфросинии Полоцкой, очень внимательны к психологическому состоянию жертв насилия.
– Ольга, означает ли обращение в ваш центр готовность женщины изменить ситуацию?
– Большинством  женщин эта «проблема» никак не решается. Живут по пословице «Бьет – значит, любит», они точно знают, что после скандала обязательно муж будет просить прощения, и на какое-то время станет примерным и хорошим. У одних женщин скандал происходит раз в месяц (время получения зарплаты и им надо просто потерпеть). У других – раз в неделю, и они точно знают, что в пятницу после рабочей недели муж вернется с работы пьяным и просто надо уехать из дому к родителям или просто сразу уйти из дому, чтобы не дожидаться тяжких последствий и не травмировать детей. А у третьих скандал непредсказуем, случается, что называется, на «ровном месте».
Но все эти женщины не хотят понять того, что насилие носит циклический характер и то, что однажды после насилия наступает время перемирия и любви – это верный признак того, что скоро опять наступит насилие и им уже будет с каждым последующим скандалом сложнее выйти из этого треугольника. Им снова нужна будет помощь кризисного центра только для того, чтобы переночевать.
Конечно, поступают и такие женщины, которые устали жить в таких условиях, они понимают, что ничего не изменится, и, заботясь о своем здоровье и здоровье своих детей, они принимают какие-либо решения.

ИЗ ПРАКТИКИ ЦЕНТРА

В кризисном центре в течение 8 дней проживала Ольга Н., потом уехала к родителям на время каникул в школе у сына. Еще 2 недели женщина ждала получения общежития от своей работы, чтобы уехать от мужа (из бесед: «В последнее время муж стал часто приходить с работы в нетрезвом состоянии и устраивал в доме страшные скандалы, топором рассекал мебель, угрожал, и часто приходилось вместе с сыном убегать через окно»). Первое знакомство с подопечной состоялось, когда она просто пришла переночевать в центр, потом был второй и третий раз. До того как она узнала о работе Кризисного центра, она бродила с сыном до глубокой ночи по улице, пока не уснет муж, или просилась переночевать у соседей.
Больше двух недель проживала в Кризисном центре пожилая Маргарита И. Ее постоянно обижал взрослый сын. Женщина не хотела признать того, что это происходит на почве злоупотребления алкоголем. Хотя, рассказывая свою историю, поняла закономерность: если сын выпил, он обязательно будет издеваться над матерью, чтобы отобрать у нее деньги на спиртное (из бесед: «Бил разными предметами по голове и по телу»). Наверное, такие ситуации самые тяжелые: мать жалеет своего сына, обращаться за помощью в ОВД не хочет, надеется, что сын образумится. Но Маргарита И. набралась смелости и обратилась за помощью участкового, которыйпобеседовал с сыном и постоянно теперь поддерживает женщину. Теперь Маргарита И. постоянно приходит к нам или звонит, рассказывая, что изменилось в ее жизни (из бесед: «Сын приехал с лечения, стал совсем другим и вроде бы собирается вернуться в свою семью»).
– Многие женщины, обращаются за  помощью только один раз, – сожалеет руководитель проекта, психолог Ольга Горшанова. – хотя мы понимаем, что ситуация у них в семье к лучшему не изменится в ближайшее время, и им необходима наша помощь, но они стесняются своей «неполноценной» семьи и той ситуации, которая происходит с ними.
– Тема домашнего насилия – тема для Церкви новая. В Москве недавно состоялся церковный «круглый стол» по данной проблеме, – сказал о. Алексей Глинский духовник сестричества в честь преподобной Евфросинии Полоцкой. Он предлагает ориентироваться в рассмотрении темы на Евангелие. – Домашним насилием Церковь не занималась. Были другие проблемы. Потому было и терпимое, толерантное отношение к домашним ссорам, насилию, часто звучали цитаты из Ветхого завета, которые оправдывают битье. Ветхий завет не может быть полностью использован как руководство для нашей жизни. Не все из Ветхого завета можно перенести в эпоху и сделать правилами для руководства. Евангелие до конца еще не раскрыто. Его надо осмысливать. Евангелие – это и есть закваска, а Церковь и общество – это тесто.
…Наш проект Кризисного центра помощи жертвам домашнего насилия задумывался как пробный, пилотный. Хотели просто проблему увидеть, сделать срез. Оказалось, что никто не работает в данной теме, нет выхода на целевую группу. Проблема скрыта даже больше, чем наркомания. Поначалу думали: а вдруг эта проблема единиц, в масштабе города незначительная цифра? Когда начали проект, поняли: проблема колоссальная – не все даже из тех, кто знает, обращаются к нам.
Мы оказываем кризисную помощь, не решаем проблемы, но то, что у женщины появилась возможность быть выслушанной, понять, что она не одинока – это важно. Церковь должна занимать в отношении любого насилия непримиримую позицию. Насилие уничтожает достоинство человека и насильника, и женщин, и детей. Оно имеет свойство нарастать, отзываться в поколениях, создавать патологическую среду, в которой развиваются другие виды социальных патологий – суициды, убийства на бытовой почве, неумение выяснять отношения, справиться с агрессией.
Надо работать и на профилактику. Если есть помещение, комната с минимальными благами, то такие шелтеры, убежища можно наладить. И для того, чтобы создать резонанс в обществе.  И для того, чтобы осуществлять эту серьезную работу, которая позволит и самой организации развиваться. Для тех, кто решится на такой шаг и начнет работать в проблеме домашнего насилия, очень полезным станет буклет «Как можно помочь жертвам домашнего насилия».
Как относиться к проблеме, если вы стали жертвой домашнего насилия, по-христиански? Как на эту проблему смотрит Церковь? Пожалуй, разобраться в этом нам поможет выдержка из доклада  «Проблемы домашнего насилия – историко-канонический анализ» протоиерея Андрея Лоргуса, ректора Института христианской психологии  (Доклад прозвучал на «круглом столе» «Церковь и проблема домашнего насилия», Москва, Данилов монастырь, ОВЦС, 24.01.2012) (передаем его в сокращении):
«Что требует он нас сегодняшний день? Прежде всего, пересмотра и традиций, и канонического права в сфере семейных отношений.  Шаги к этому были сделаны уже в дополнениях к положениям Поместного собора 1917-18 гг. Я считаю, что эти положения сегодня очень уместны. Они заложили основы защиты прав женщины, которые нам сегодня хотелось бы иметь.
[…] И если супруг испытал на себе покушение на убийство, он имеет право подать на развод. Это положение было предложено принять и в 1918 году. Оно относится и к жене: если муж хотел ее убить, она имеет право с ним развестись. Это церковно-каноническое постановление Собора.
То же справедливо и по отношению к детям: женщина имеет право развестись, если супруг наносит им такие истязания, которые опасны для здоровья. А сегодня мы можем совершенно обоснованно признать опасным для здоровья, если дети являются свидетелями семейного насилия. В этом случае они становятся психологическими жертвами насилия.  И женщина имеет право подать на церковный развод в этом случае, согласно упомянутым постановлениям».
В последнее время появились новые документы, на основе которых можно вырабатывать каноническую практику семейных отношений. Автор называет «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые в 2000 году, где отражено представление о неотъемлемых правах личности, которые основаны на библейском учении о человеке как образе и подобии Божием. А также «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 год). В нем отражены положения об охране личности от насилия и унижения в семье, о том, что поддержка семьи в ее традиционном понимании отцовства, материнства и детства– это приоритетная задача Церкви.
«В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» также есть интересное пояснение: «Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5. 22-23; Кол. 3. 18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности» (Гл. X, 5). Думаю, что наше социальное служение и наша пастырская воспитательная работа должны быть направлены, прежде всего, на этот пункт – воспитание ответственности перед Церковью, перед Богом за семью, супругов друг за друга, и, конечно же, за детей».
В Кризисный центр помощи жертвам домашнего насилия поступает немало телефонных звонков из разных регионов Беларуси. Подобные центры и приюты, к сожалению, необходимы. Как необходима и информационно-просветительская работа среди населения по этой сложной теме. Говорят, что просьба о помощи есть признак не слабости, но силы. Поэтому мы осмелимся обратиться за помощью ко всем неравнодушным людям, представителям государственной власти и частных коммерческих структур, просто к единомышленникам с просьбой поддержать Кризисный центр с убежищем для жертв домашнего насилия в г.Лида, а также с просьбой создать и поддерживать подобные центры в других городах и регионах республики. Ведь для того, чтобы научиться видеть в ближнем «образ Божий» понадобится, к сожалению, не один десяток лет.

СПРАВОЧНО

В среднем, чтобы поддержать жизнедеятельность приюта для жертв насилия, в год необходимо около 4 тыс. евро. Сюда входит оплата аренды помещения, приобретение мебели, посуды, домашней утвари, продуктов, медикаментов и моющих средств. А также небольшая заработная плата персоналу, который по большей части работает на благотворительных началах, оплата охраны убежища в ночное время, транспортные расходы, оплата услуг мобильной связи для телефона доверия.
Союз сестричеств милосердия на протяжении всего времени существования приюта не раз находил материальные и финансовые ресурсы для поддержки первого церковного центра и приюта и продолжает это делать и сейчас – с помощью благотворителей, внесших свой вклад в акцию «Ангел милосердия». Недавно Союз сестричеств оказал материальную помощь в размере 2 млн. белорусских рублей Сестричеству в честь преподобной Евфросинии Полоцкой г.Лида. Средства, перечисленные со счета благотворительной линии акции «Ангел милосердия», направлены для содержания центра по оказанию помощи жертвам домашнего насилия.
Как сообщила старшая сестра Сестричества Жанна Воронис, в данном случае финансовая помощь будет использована для закупки продуктов питания и средств личной гигиены для подопечных. В течение месяца центром оказывается помощь в среднем 10-16 чел. (6-8 женщинам, 4-8 детям). Для оказания помощи ежемесячно расходуется около 1 млн. руб. (из них 800 тыс. – 850 тыс. на продукты питания).
Кризисному центру помощи жертвам домашнего насилия можно помочь, сделав перечисления напрямую на счет Сестричества в честь преподобной Евфросинии игуменьи Полоцкой Новогрудской епархии Белорусской Православной Церкви: р/с 3015150790015, код 696, АСБ «Беларусбанк», ф-л 413, УНП 500815079.

Добавить комментарий