Беседа с архиепископом Новогрудским и Лидским Гурием

Мы все еще живем праздником Светлого Воскресения Христова. Светлыми днями его озарен месяц апрель — только 12 мая отдание Пасхи. Как сохранить нам и далее ощущение Праздника? Об этом беседа с архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

– Наверное, самое главное — не расслабляться. Усердие, ревность, с которыми христианин старается Великим Постом трудитьcя, важно сохранить и в дни Праздника, и после него. К сожалению, часто бывает, что приходит праздник и мы поддаемся различным соблазнам. Например, неумеренности в пище — когда после трудов хочется отдохнуть, и наступает расслабление и телесное, и духовное. Дай Бог мудрости не удаляться в эту крайность, а сберечь молитвенное настроение.

Ведь сам праздник Пасхи напоминает не только об избавлении нас от смерти, от вечных мук, но и о том, что мы — жители Небесного Града Иерусалима. Поэтому надо побольше читать духовной, именно святоотеческой литературы — и это тоже будет способствовать сохранению усердия в трудах благочестия, в трудах спасения.

— 18 апреля — праздник Жен-Мироносиц, праздник всех женщин-христианок. Мы вспоминаем о наших бабушках, прабабушках, которые в безбожное время пронесли на своих плечах веру, выдержали гонения, прошли через страдания, чтобы мы сегодня могли молиться в храме. Я знаю, что и Ваша бабушка, Высокопреосвященнейший Владыка, была репрессирована в сталинские времена…

— Сразу после революции ставилась задача уничтожения Православия, и задача эта успешно выполнялась. Тысячи и тысячи священнослужителей и великое число активных верующих были расстреляны, замучены в сталинских лагерях.

Литература духовная тоже уничтожалась, поэтому матери тайно учили своих детей, чтобы в сердце они хранили веру. Стала расхожей фраза, что именно “белые платочки” спасли Православную Церковь Святой Руси. Так оно и есть.

В 1937-1938 годах “тройки” были главным инструментом массовых политических репрессий. Они рассматривали дела заочно, в ускоренном порядке, одновременно пропуская десятки, сотни дел, которые оформлялись по доносам, жалобам.

Многие были репрессированы за веру, в их числе и моя бабушка по матери, осужденная как раз такой “тройкой”.

В деревне ее называли богомолкой, она всегда ходила в храм. А когда храм закрыли, верующие собирались у кого-нибудь на дому для молитвы.

В очередную волну гонений в 1937-м, когда боялись сказать слово Бог, бабушку тоже забрали. Она получила 10 лет лагерей.

— То есть, Владыка, она была осуждена за веру и погибла в лагере?

— Да, ее обвинили в том, что она “активная церковница, посещает нелегальные сборища, ведет антисоветскую агитацию, чтобы последние молились Богу”. Бабушка Мария была очень верующим человеком и этого не скрывала. А такая откровенность грозила большим сроком.

Те, кто был с ней в заключении, возвратившись, рассказывали, что она не роптала, воспринимая лагерь как волю Божию, как крест, ей данный, делилась в буквальном смысле последним куском хлеба с теми, кто падал от голода.

Конечно же, очень страдала ее душа: восьмерых детей оставила дома. Младшей была моя мама: ей и годика не исполнилось, когда бабушку забрали.

В этих страшных сталинских лагерях бабушка Мария и умерла в 1941 году. В 1960-м она была посмертно реабилитирована.

— Ваше Высокопреосвященство, мы сегодня совсем другие. Хоть и считаем себя верующими, но вера наша очень неглубокая: не хочется крест свой нести, не хочется страдать, ущемлять себя в чем-то. Стремимся жить комфортно и в свое удовольствие.

— Да, если сравнивать жизнь наших бабушек, дедушек, отцов, матерей, которые выстояли во времена гонений и своей жизнью жертвовали, чтобы сохранить веру, то можно сказать, что вера наша неглубокая, нет таких подвигов.

Хочется человеку сегодня и Богу, и мамоне служить. Видимо, поэтому Господь и попускает скорби всякого рода — кому болезни, кому испытания, чтобы мы не погибли.

—Есть женщины-мироносицы, есть женщины-злоносицы, которые, к несчастью, даже имеют возможность влиять на судьбы людей.

— В лице Божией Матери женщина вознесена выше Херувимов и Серафимов.

Святые мироносицы, которые в такое трудное время не испугались реальной опасности и не оставили Христа, возвысили женщину как Его последовательницу.

Христианство как раз способствовало тому, чтобы женщина встала вровень с мужчиной. Она и действительно как мать, как сонаследница Царствия Небесного приравнивается к мужчине. Но вы совершенно правы, бывают женщины — сеятели зла.

Нынешнее общество старается уравнять женщину в правах и обязанностях с мужчиной, чтобы стереть даже различия пола, рекламирует нетрадиционные ориентации, то есть содомские грехи. А это оскорбляет Творца, ведет к вырождению жизни на земле. Таких жен мироносицами никак не назовешь.

— Есть ощущение, что сама земля, сама природа сегодня хочет сбросить с себя всю мерзость, творимую людьми. Наверное, все-таки долготерпение Божие заканчивается. Везде мы слышим о крупных землетрясениях — трясет, можно сказать, весь мир, — о военных слухах, разного рода бедствиях, о чем мы и предупреждались в Апокалипсисе. Как вы, Высокопреосвященнейший Владыка, духовно ощущаете это нынешнее время?

— Есть духовные законы, которые никогда нельзя нарушать, как, собственно, и законы физические.

Когда-то в советское время, помнится, реки хотели повернуть вспять, другие подвиги “славные” совершали, разрушая экологию, — до сих пор они дают о себе знать. Всякое дерзкое нарушение экологических, духовных, нравственных норм ведет к погибели. И, может быть, даже не потому, что долготерпение Божие иссякает, просто сам человек себя своей “разумной” деятельностью уничтожает.

За 2000 лет Господь, прозирая будущее человечества, предупреждал, что будут глады и моры, и землетрясения по местам — все это начало болезней. Но ведь это не потому происходит, что Бог того хочет, а потому, что нами нарушается Божия воля.

Если опустить руку в кипяток, то обожжешь ее и будешь мучиться. Но не Господь же виноват, а ты сам!

Нарушение Заповедей: не убий, не укради, не прелюбодействуй, почитай отца и мать да благо тебе же будет на земле — кто сейчас заботится об этом? Все как раз наоборот: убий, укради, ограбь — и будешь счастлив. Забывают многие, что ведет это к смерти вечной, что страшной будет расплата.

— Ваше Высокопреосвященство, процесс апостасии идет — как его остановить? Это, наверное, невозможно?

—Каждому на своем месте нужно честно трудиться, соблюдать духовно-нравственные нормы. И чем больше будет таких людей, которые стараются жить по Законам, установленным Творцом, тем больше будет порядка, радости и счастья.

Как ни мудри, а нужно жить по Заповедям, иначе свой путь к погибели мы только ускоряем. Этого требует и совесть наша, и Священное Писание, этого требует и сама природа.

Нужно быть внимательными к себе: совесть всегда подсказывает, что хорошо, что плохо.

— Владыка, мы говорили о женах-мироносицах и несколько отвлеклись…

— Мне хочется поздравить всех православных женщин и пожелать, чтобы число жен-мироносиц увеличивалось, чтобы дары, которые каждая получила от Бога, направлялись на добро.

Хотелось бы, чтобы наши современницы старались подражать тем бескорыстным женам-мироносицам, беззаветно и преданно любящим Господа и ближних любовью высокой, духовной, чтобы старались созидать свой домашний очаг.

Несите в мир, дорогие читательницы, добро, а не разрушение — с Божией помощью вам многое по силам.

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ беседовал священник Вадим КУЗЬМИЧ
Сайт Новогрудской епархии

База объявлений по продаже, покупке, обмену квартир и др
zalogcredit.ru