7 октября Церковь впервые отметит день памяти прп. Леонтия (Карповича)

Икона архимандрита Леонтия Виленского7 октября, впервые после прославления, будет отмечаться церковная память преподобного Леонтия (Карповича), архимандрита Виленского. 4 апреля 2011 года на заседании Святого Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о причислении его к лику местностимых святых в чине преподобных. 15 мая этого года в Свято-Петро-Павловском соборе состоялась канонизация прп. Леонтия.

Житие преподобного Леонтия (Карповича)

Вариант жития на белорусском языке

Будущий архимандрит Леонтий — в миру Лонгин Федорович Карпович — родился около 1580 года в Пинске и происходил из шляхетского рода. Отец его был священником. Учился будущий исповедник веры Христовой, по мнению исследователей, в Острожской школе либо в Вильне. В поэтическом произведении «Лямент у света убогих», посвященном памяти отца Леонтия, имеются строки, свидетельствующие о тяжких материальных условиях его учебы: «Он о нищих, убогих старанье мел, о вдовах, маючи и сам выхованье с жебранины ненъдзной» (Он проявлял заботу о нищих, убогих, вдовах, так как и сам был воспитан с помощью скудной милостыни). Лонгин Карпович обладал глубокими познаниями в богословии, диалектике, логике, риторике, знал несколько языков и при этом отличался смиренным благочестием и ревностью о вере Православной. Архимандрит Киево-Печерского монастыря Захария (Копыстенский) в своей «Полинодии», написанной в 1621 году, так отзывается о нём: «Блаженный Леонтий Карпович, архимандрит Виленский, муж богодухновенный, в языке греческом и латинском знамените беглый, оборонца благочестия».

В начале XVII века униаты захватили Свято-Троицкий монастырь в Вильне и вытеснили бывшее при нем православное братство, организовав вместо него своё униатское и пытаясь присвоить ему все имущественные и юридические права православного братства. Пытаясь отстоять права Виленского православного братства от несправедливых посягательств униатов, Лонгин Карпович вместе с некоторыми другими братчиками отправляется в январе 1609 года в Варшаву на заседание сейма. В этом событии он предстает перед нами как ревностный мирянин, которого среди прочих патриарший экзарх Киевской митрополии протопоп Нестор Козменич ставит в пример в своем послании к пинскому духовенству от 4 января 1609 года.

Вернувшись из Варшавы, Лонгин Карпович продолжает свою энергичную деятельность по защите Православия. В частности, он возглавляет типографию Виленского православного братства, в которой в 1610 году выходит знаменитая книга Максима (в монашестве Мелетия) Смотрицкого «Фринос, то есть Плач единой кафолической апостольской Восточной Церкви с изъяснением догматов веры». В книге подробно и обстоятельно опровергаются латинские догматы о главенстве папы, об исхождении Святого Духа и от Сына, о чистилище, указывается на неправильность употребления опресноков при совершении Евхаристии, на ошибочность причащения мирян под одним видом. Автор рисует картину страшного упадка веры и благочестия в папской столице — Риме — и призывает отступников от Православия опомниться, покаяться и возвратиться к своей Матери-Церкви, которая их родила и воспитала, отвергнув все римские ереси и заблуждения. Книга произвела огромное впечатление как на православных, так и на врагов Православия, которые обрушили весь свой гнев и ярость на издателей. В Великую Субботу 7 апреля 1610 года в типографии был произведен обыск, во время которого «главного типографа и корректора» Лонгина Карповича арестовали и без суда и следствия бросили в тюрьму. Два года исповедник провел в оковах, его водили с одного суда на другой, переводили из одной тюрьмы в другую, ежедневно подвергали допросам, побоям, издевательствам, принуждая отречься от Православия и перейти в унию, но он непоколебимо отстаивал право народа сохранить веру отцов. На теле святого подвижника от оков образовались язвы, следы которых заметны были даже после его праведной кончины.

Не сломив стойкости подвижника, его выпустили из тюрьмы.  Он вернулся к своим собратьям, окруженный славой доблестного исповедника и мученика за веру. Вскоре Лонгин Карпович принимает монашеский постриг с именем Леонтий и, благодаря своему высокому авторитету, становится во главе Виленского Свято-Духова монастыря в сане архимандрита, учреждая в обители общежительный устав по чину святителя Василия Великого. Несмотря на подорванное в заключении здоровье, архимандрит Леонтий с неизменной энергией ведет  пастырскую и просветительскую деятельность. В братской типографии, которую он по-прежнему возглавляет, издаются новые книги: «Евангелие учительное», Молитвослов, Служебник, Требник, «Вертоград душевный» святогорца Фикарды. В последнем издании имеется предисловие архимандрита Леонтия Карповича. Возглавляя Свято-Духов монастырь и православное братство, архимандрит Леонтий становится еще и ректором братской школы, воспитывая молодежь в духе верности Православию.

Как и прежде, ему приходится терпеть многочисленные обиды от униатов Свято-Троицкого монастыря, которые, пользуясь близостью расстояния, почти каждый день бросают в монахов Свято-Духова монастыря камни, пускают стрелы. Во время одного из таких нападений в 1614 году архимандрит Леонтий едва остался жив: пинский униатский епископ Паисий Аникеевич и известный униатский деятель Иосафат Кунцевич, будучи в Свято-Троицком монастыре, стали бросать кирпичи в архимандрита Леонтия, серьезно ранив его.

По свидетельству иеромонаха Исаии Трофимовича, архимандрит Леонтий имел обыкновение «на всяк день Божественную совершати службу», хотя некоторые из братии неодобрительно к этому относились, на что подвижник возражал им: «Как, приближаясь к солнечному свету, видишь на себе пятна грязи, даже если они очень малы, так и, причащаясь часто Божественным Тайнам, видишь на себе свои согрешения». Всё время, свободное от работы и богослужения, архимандрит Леонтий проводил в келейной молитве. Он настолько любил молитву, что плакал, когда ему приходилось прерывать ее для земных дел, хотя и эти земные дела нужны были для защиты Святой Церкви.

Много сил архимандрит Леонтий отдавал организации монашеской жизни в родном Свято-Духовом монастыре, который во многом благодаря именно его стараниям вскоре стал во главе всех православных обителей Великого княжества Литовского. Благодаря высокому духовно-нравственному уровню обители по ее образцу и с участием братии в XVII веке были основаны монастыри – Могилевский Богоявленский, Буйничский Свято-Духов, Купятичский Введенский, Минский Петро-Павловский и другие.

Православным Виленщины архимандрит Леонтий был известен как боговдохновенный проповедник. Его проповеди высоко ценили не только православные, они буквально были «золотыми» и для иезуитов, которые скупали их за золото, чтобы сжечь. Именно поэтому из великого множества его проповедей до нас дошло только три, причем такие, в которых нет никакой антиуниатской полемики. Православные считали архимандрита Леонтия по красноречию подобным Златоусту. Виленский проповедник не только сам «обличал и громил» словом проповеди, но и других призывал защищать Православие. Сохранилось его послание на Афон, в котором архимандрит Леонтий просит святогорца Кирилла прибыть в Великое княжество Литовское для поддержания Православной Церкви: «Покинутая и оставленная нами Матерь наша судит нас и осуждает. Что же мы за воины, если все время на — отдыхе, а на страже — никогда… Какая мне польза от уединенной жизни, если без любви она проведена будет? И если матери кто не любит, то кого такой вообще любить может?».

В 1620 году Великое княжество Литовское посещает Иерусалимский патриарх Феофан, который соглашается рукоположить для Православной Церкви митрополита и четырех епископов. В числе избранных на епископское служение был и архимандрит Леонтий (Карпович), который был наречен епископом Брестским и Владимирским. Однако тяжкий недуг не позволяет Виленскому архимандриту отправиться в Киев для хиротонии. Предчувствуя близкую кончину, архимандрит Леонтий по настоянию братства посылает к патриарху своего постриженника – инока Мелетия Смотрицкого. Пробыв несколько месяцев в Киеве, Смотрицкий возвращается в Вильну в сане архиепископа и уже не застает в живых своего учителя: 24 сентября 1620 года он скончался, а тело его оставалось непогребенным шесть недель. Архиепископ Мелетий совершил отпевание преподобного Леонтия 2 ноября 1620 года. В своем надгробном слове он отметил нетление его честных мощей: «Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат сами язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа остается неповрежденным и не имеющим запаха».

В том же 1620 году в братской типографии Свято-Духова монастыря издается поэма «Лямент у света убогих на жалостное преставление святолюбивого… отца Леонтия Карповича», в которой архимандрит Леонтий предстает как святой подвижник и исповедник Православия.

Почитание преподобного Леонтия как святого угодника было не только в Вильне, но и за ее пределами. В 1633 году студенты Киевской духовной коллегии приветствовали святителя Петра (Могилу) с его вступлением на митрополичий престол. В приветственном тексте, который был ему вручен, есть такие слова: «Теперь пожелай только отправиться до Вильни и других городов русского и литовского мира и увидишь, как встретят тебя радостно те, которыми полны были темницы, полны были ратуши, полны были темничные подземелья за пречистую восточную веру, как встретят тебя и проводят до своего руководителя в теснении, предводителя в благочестии, подобного Златоусту в витийстве, за несколько лет пред сим скончавшегося архимандрита Леонтия Карповича. Увидев нетленные мощи его, увидев ближних, за веру пострадавших, ты почувствуешь, каким великим делом услужил ты несчастному народу нашему». Эти слова о нетлении мощей сказаны уже 13 лет после кончины архимандрита Леонтия. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский, в своем «Диариуше» также называет архимандрита Леонтия святым: «Мещане зась убогие з Люблина, Сокаля, Орши, Пинска, Бельска, Кобрина, Берестя и з инших мест и местечок плачливе ляментуют, же юж не мают людей, з ким бы церквей своих доходити могли. Нимаш отца и мужа святого Леонтия Карповича, архимандриты Виленского…».

Впоследствии, однако, сложилась неблагоприятная обстановка для почитания архимандрита Леонтия. Если даже мощи святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия пришлось скрыть от униатов в пещере, где они пребывали более ста пятидесяти лет, то неудивительно, что открытое почитание архимандрита Леонтия (Карповича) прекратилось, однако в церковной истории его имя сохранилось как мужественного исповедника и защитника Православной веры.

О его подвижническом служении Святой Церкви подробно повествует митрополит Макарий (Булгаков) в своей многотомной «Истории Русской Церкви». Имя архимандрита Леонтия упоминается среди иных святых подвижников архимандритом Леонидом (Кавелиным) в его книге «Святая Русь».

В наши дни, по милости Божией, почитание архимандрита Леонтия возобновляется, и мы с верой и любовию взываем к славному подвижнику земли нашей: Преподобне отче Леонтие, исповедниче Православия, моли Бога о нас.

Тропарь прп. Леонтию, архимандриту Виленскому, исповеднику, глас 8:

Земли Пинския прозябение, края Виленскаго процветение, / Церкве Православныя защитниче,/ ереси латинския златоустый обличителю,/ пастырю добрый и благочестия учителю,/ веры истинныя доблий исповедниче, / преподобне отче Леонтие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Кондак прп. Леонтию, архимандриту Виленскому, исповеднику, глас 8:

Православия рачителя и ереси латинския обличителя, / златословеснаго ветию, научающа ясно вере истинней, / и образ дающа терпения в скорбех и напастех, / сего, вернии, в песнех достойных почтим, взывающе: / радуйся, Православия поборниче и твердый исповедниче.

 

Молитва преподобному Леонтию, архимандриту Виленскому, исповеднику:

О всечестный угодниче Христов, преподобне отче Леонтие, града Пинска прозябéние, обители же Виленския и всея страны нашея похвало и украшение, великий православныя веры ревнителю и учителю, ты от юности твоея Господа зело возлюбил еси и иго Христово со тщанием нося, заповеди Того совершенно исполнил еси. Сего ради мы грешнии величаем тя и прославляем яко истинныя веры твердаго исповедника, святоотеческих преданий вернаго хранителя, Божественных учений златословеснаго проповедника, монашескаго жития устроителя, юных отрокόв в вере православней и благочестии наставника и учителя, святых и душеполезных книг писателя и печатника. О преподобне и богоблаженне отче Леонтие, ты во дни земнаго жития твоего ничесоже искал еси, точию еже волю Божию исполняти и чада паствы твоея управити во спасение, и того ради, ревнуя о Православней Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, уклонившиеся же от святыя православныя веры в душепагубную ересь латинскую на путь истины наставлял еси. Вéдуще тя христиан православных защитника и поборника, молим тя, отче преподобне: испроси нам у Господа благопотребныя дáры душáм и телесéм нашим: веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство. Якоже во дни пóдвигов твоих земных ты иноков был еси наставник во обители Святаго Духа, тако и ныне сотвори святыми твоими молитвами, да и мы вси благодатию Божиею созиждемся во обитель Святаго Духа, последованием же житию твоему во образ преподобия и правды Христовы преобразимся. Испроси у Господа мир и тишину Церкви Православней и всем православным христианом вéдение чистыя истины, заблуждшия же и от Православия отпадшия к познанию истины призови, неверныя светом Евангелия просвети, грешныя к покаянию приведи и обрати, нам же всем послушание трудолюбное и мирное жительство молитвою твоею дáруй, да терпением течем на предлежащий нам подвиг жития сего временнаго, взирающе на Начальника веры и Совершителя Господа Иисуса, Емуже со Отцем и Святым Духом слава, честь и поклонение подобает во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий