Остробрамская икона Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери

Остробрамская икона Божией МатериОстробрамский образ Божией Матери — одна из главных христианских святынь в Литве и в Беларуси.

Находится сей образ в часовне Виленских Острых Ворот («брамы») в г. Вильнюсе. Образ почитается католиками и православными. Представляет собой поясной образ Девы Марии, написанный темперой на дубовой доске.

Наиболее распространена корсунская версия происхождения образа, которую в 1839 году выдвинул Т. Нарбут. По этой версии образ был привезен в Вильну великим князем Великого Княжества Литовского Ольгердом после успешного похода в Крым в 1363 году из г. Корсуни (Херсонес), расположенного в границах современного Севастополя. Великая княгиня Ульяна отдала образ в основанный ею монастырь Святой Троицы.

В конце 14 века, когда Вильну обнесли стеной, образ поставили над Медницкими Острыми Воротами. Когда монастырь Святой Троицы стал униатским, часовня рядом с воротами вместе с образом перешла под опеку кармелитов. Для иконы в 1621 году вице-канцлер Стефан Пац и виленские бургомистры Дубовичи основали монастырь недалеко от Медницких ворот.

С 1655-го по 1661 год Вильна была оккупирована русскими войсками, и кармелиты решили вывезти икону в безопасное место. Как утверждает Н.Соколов, при содействии виленского мещанина Ю.Селедчика икона Богородицы и другие ценные реликвии были отправлены в Кенигсберг. Ходили слухи, что в пути Селедчик и его помощники были ограблены якобы «русскими казаками». Царь Алексей Михайлович в июне 1658 г. в письме к виленскому воеводе М.Шаховскому потребовал отыскать эту святую икону. Вызванный на допрос Селедчик признался, что действительно отвез икону в Кенигсберг и там продал ее униатским монахам. Безуспешными оказались розыски послов. Однако в 1661 г. икона возвратилась или, как говорят, «новоявилась», а так как ветхая от времени часовня была уже разобрана, ее разместили в костеле св. Терезы.

Святой образ Богородицы в том древнем подлинном виде, каким он явился в Вильне, почти не сохранился; вследствие многочисленных реставраций он неоднократно видоизменялся, становясь все богаче и утонченнее. Следует отметить, что сторонники новоявленной иконы не приходят к определенному и единому мнению о том, кем, когда и где она была написана. Одни утверждают, что образ, возможно, принадлежит кисти неизвестного виленского художника краковской школы и написан он на 8 сбитых в щит дубовых досках размером 2 м х 1.63 м. Другие придерживаются мнения, что икона была написана специально для Острых Ворот примерно в 1520 – 1530 годах и выполнена темперой на тонком меловом грунте, а на рубеже ХVII – XVIII переписана маслом. Автор ее неизвестен – возможно итальянец или местный художник итальянский школы. Третья версия также не называет имени автора, а лишь сообщает, что икона появилась в Вильне в 1620 – 1630 годах, но нетрадиционное скрещение рук Богоматери и тот факт, что Она изображена без младенца, указывает на манеру Нидерландской живописной школы, точнее художника Мартина де Воса (1532 — 1562).

Пресвятая Богородица на иконе одна, без младенца. Она немного наклонена вправо. Лик выражает благоговейное смущенное смирение, руки крест накрест сложены на груди. Верующие в лике Мадонны усматривают и выражение особой жалости, и благостного милосердия к страждушим, которые предают себя Ее попечению. Сложение рук Пречистой свидетельствует о покорности Ее Господу и желании привлечь к себе и утешить всех страждущих. Считается, что выражение лика Девы Марии меняется согласно состоянию души, обращающегося к Ней. Историки предполагают, что Пречистая Дева могла быть изображена в момент великого события, когда к ней явился архангел Гавриил с благовестием о грядущем воплощении в ней Спасителя мира. Этот образ мог быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней также архангела Гавриила, и эта вторая половина, возможно, осталась в Херсонесе или была преподнесена самим Ольгердом кому-либо в качестве почетного дара. Но прямых доказательств этому нет.

Существует легенда о том, что прототипом образа послужила Барбара Радивилл, необычайная красота и драматичная судьба которой сделали ее легендарной личностью. В книгах, повествующих о чудотворных иконах 1650-1687 гг. Остробрамский образ еще не упоминается.

Первое письменно засвидетельственное чудо, связанное с этим образом, — воскресение умершей девочки — относится к 1671 году. Широкую известность образ приобрел в 1702 году после поражения шведов, которые пытались его повредить. Наибольшее впечатление на жителей города имели неоднократные способы чудесного спасения образа во время погромов Вильны в 1706, 1748, 1749 и 1754 гг. В 1755 г. была напечатана песня, прославляющая эту икону как охранительницу Вильны. Тогда же был установлен праздник в честь заступничества Пречистой. Праздник Острообрамской иконы Божией Матери отмечали римокатолики и униаты, литургии проводились по латинскому и греческому обрядам. Острые Ворота стали самым святым местом в Вильне в 19 веке.

Острообрамская Матерь Божия почиталась как покровительница земель Литвы и Беларуси. В 1859 году напечатана онтология стихов, посвященных этому образу. Появились многочисленные копии образа, распространялись медальоны с его изображением.

2 июля 1927 г. на образ торжественно возложены золотые венцы. На кафедральной площади состоялась торжестенная коронация образа Пресвятой Девы Марии. Тогда же ей был присвоен титул Матери Милосердной. В торжестве приняли участие высокопоставленные особы: ватиканский дипломат (позднее папа Римский Пий ХI), президент Польши, более 30 епископов, члены правительства. До этого была проделана кропотливая работа по реставрации святыни. Для достойного украшения образа и часовни местные жители пожертвовали большое количество драгоценностей. Прежние короны из позолоченной меди были заменены золотыми, изящно украшенными дорогими камнями. Над обновлением оклада самозабвенно трудились ювелир К. Гожуховски и реставратор профессор И. Рутковски. Копии образа находятся во многих храмах Беларуси и Литвы.

Добавить комментарий