Новогрудская икона Божией Матери

Новогрудская икона Божией Матери

Новогрудская икона Божией МатериНовогрудский образ Божией Матери находится в костеле Новогрудского иезуитского коллегиума.

Образ привез в Вильну в 1615 г. солдат, который вывез его из Вязьмы во время войны Речи Посполитой с Россией 1609-18 гг. Затем он подарил эту икону виленскому мещанину, кузнецу П. Богуцкому, от детей которого образ перешел к М. Коломыйскому, который в свою очередь подарил его К. Процлавскому, канонику Виленской кафедры. В доме каноника образ прославился 54 чудесами.

17 декабря 1662 г. образ был торжественно перенесен в костел иезуитов в Новогрудке, где за 20 лет отмечены еще 20 чудес. В 1673 году комиссия во главе с Виленским викарным епископом М. Служским признала факт чудотворений. Тогда же в Виленской типографии иезуитов напечатана история образа с гравюрой Вилонца. В 1684 году вышло аналогичное издание Дреуса на латинском языке с гравюрой Л. Тарасевича, изображающей икону, а также указатель мест паломничества к 14 чудотворным образам, в том числе и к Новогрудскому. Образ был включен Г. Шерером в перечень чудотворных образов Девы Марии, известных в Европе (1710 г.).

На этом образе Матерь Божия представлена стоя, изображение поясное, левая рука на уровне пояса, правой держит Младенца. Мафорий в складках покрывает голову, обвивает ее фигуру наподобие плаща, голова в венце наклонена к Младенцу, Ее взгляд направлен на зрителя, Младенец в длинном хитоне с цветочным узором повернут в три четверти к Божьей Матери, обе Его руки протянуты перед собой, персты рук сложены в благословляющем и указующем жестах, на голове венец. Возможно на гравюре Тарасевича показаны накладные металлические венцы. В общих чертах, композиция напоминает старинный византийский образ наподобие Холмского. В верхних углах гравюры — гербы Б. Уняховского и кого-то из новгородского рода Дуниных.

Теперь в кафедральном костеле Преображения Господня находится образ на полотне, украшенный металлической ризой, по иконографии очень похожий на гравюру Тарасевича. Он был отреставрирован и исследован в Варшаве. М. Коломайская считает его копией второй половины 18 века, сделанной с оригинала, который погиб при пожаре костела в 1751 г.

Добавить комментарий