Минская икона Божией Матери

Минская икона Божией Матери

Минская икона Божией МатериМинский образ Божией Матери одна из важнейших христианских святынь Беларуси.

По церковному преданию, авторство иконы восходит к святому апостолу и евангелисту Луке, который известен и как первый иконописец. Эта работа выполнялась им в I в. от Рождества Христова, по просьбе собратьев-апостолов и других христиан. Сказав, что благодать Божия будет с иконой беспрестанно, Дева Мария благословила изображение и напутствовала его как зримый знак своего постоянного и благодатного присутствия среди людей. Икона, обретённая в Минске, первоначально многие годы находилась в Византии, затем в г. Корсунь. По преданию, эту икону привез князь Владимир Святославович из Корсуни (Херсона), и со времени крещения Руси она находилась в киевской Десятинной церкви. Образ уцелел при разграблении Киева татаро-монголами в 1240 году, в конце 15 века во время набега на Киев крымские татары сняли с него дорогую ризу, а сам образ бросили в Днепр.

По легенде в 1500 году икона таинственным образом появилась в Минске на реке Свислочь напротив замка. Ее заметили горожане по необычному свету, сиявшему в этом месте, и торжественно перенесли ее в замковую церковь Рождества Богородицы.

После заключения Брестской унии 1596 года вокруг церкви и образа велась борьба между минским магистратом и митрополитом Михаилом Рогозой. 18 октября 1616 года по распоряжению униатского митрополита Иосифа Руцкого образ перенесен из замковой церкви в храм Свято-Духова монастыря. Минские мещане просили разрешения на строительство новой церкви в замке и перенесения в нее чудотворного образа. Разрешение на строительство Иосиф Руцкий дал, но образ оставил на «вечное время» в церкви Святого Духа под опекой базилиан более чем на 200 лет. После присоединения Минска к Российской империи (1793) и прекращения унии (1839), Свято-Духовская церковь была переименована в Петро-Павловский кафедральный собор.

В 1852 году образ был украшен новой серебрянной ризой с драгоценными камнями и короткой исторической подписью снизу; над главами — венцом с бриллиантами. В ящик около образа люди клали пожертвования и благодарственные письма за исцеления. В 1920-е годы ценная риза с образа была конфискована, в 1936 собор взорвали, образ передали в музей.

В начале Великой Отечественной войны образ был спасен верующими и в 1941 году внесен в собор св. Катерины на Немиге. После закрытия церкви на Немиге в 1945 святыню перенесли в Свято-Духов собор, где он и находится в киоте в северном нефе по сей день и по-прежнему пользуется огромный любовью и популярностью среди верующих.

Образ написан темперой на левкасе на деревянной основе с ковчегом; его размеры 140×105 см. По иконографии — Одигитрия. Первоначальная живопись находится под записями, сделанными в разные годы. В 1990 году образ отреставрирован П. Журбеем.

После снятия серебряной ризы художник определил следующее: основа набрана из трех досок липы; верхняя и правая стороны наращивались накладными планками шириной 40 и 50 мм; через икону проходят две сквозные вертикальные трещины шириной 3 — 4 мм; на месте соединения накладных планок образовались трещины шириной 1,5 — 2 мм; тыльная сторона закреплена дубовыми планками; древесина источена жуком-точильщиком; доски от времени потемнели; на фоне иконы — вздутия, частичная утрата красочного слоя; на местах склейки досок и планок — осыпавшийся грунт; живописный слой отстает от нижних пластов живописи, позолоты и грунта; битое стекло, приклеенное к фону вокруг изображения Богоматери и младенца Христа; речной песок на нимбах, замешанный на цементе с клеем; загрязнения и копоть по трещинам иконы.

Исследования также показали, что в разное время делались обновления иконы: например, в 1852 году первоначальная темперная живопись была полностью записана масляными красками; в результате записей и обновлений Божьей Матери были дописаны корона, скипетр в ее руке и держава в руке младенца Христа. Это соответствовало западным обычаям, пришедшим в иконопись Беларуси со времён унии, но не было принято в Византии. Художник XIX века переписал лики, руки и одеяния, ввёл приёмы реалистической живописи, что не имеет отношения к древней иконописи. 22 апреля 1992 года, в Великую Среду, после снятия реставратором наиболее грубых записей, воссоздания живописи, близкой по технике к записям XVII — XIX веков, икону освятил митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет.

В 1999 году художник-иконописец П. Жаров, проведя рентгенографические исследования, восстановил первозданный образ иконы. Согласно выводам П. Журбея и П. Жарова, икона написана значительно раньше, чем в XVI веке (когда она была обретена в Минске).

Добавить комментарий