Коданская икона Божией Матери

Коданская икона Божией Матери

Коданская икона Божией МатериКоданский образ Матери Божией, скульптурный прообраз которой найден в 1313 году в скалах над рекой Гваделупа, приписывается евангелисту Луке. В Риме находилась его живописная копия, приписываемое Св. Августину.

История появления образа в местечке Кодань (теперь деревня в Люблинском воеводстве, Республика Польша) имеет драматический характер. Маршал Сапега, находясь в Ватиканской оратории, так был очарован образом Матери Божией, что захотел любым способом привезти его в Кодань. Подкупивши сакристиана за 500 дукатов, он получил образ и ночью вывез его из Рима. Когда обнаружилась пропажа, суд нунция в Варшаве присудил Сапеге год тюрьмы, возвращение образа, пеший поход в Рим и окончание начатого им в 1629 году строительства костела в Кодани. В 1635 году Сапега поехал в Рим и получил разрешение забрать образ в свой костел, он подарил венцы, скипетр и символы солнца и месяца на икону. 8 января 1636 года во время освящения в Кодани костела св. Анны образ был перенесен туда из замка.

В 1657 году шведы и семиградцы ограбили костел. Вскоре после этого король Ян II Казимир навестил Кодань и пожертвовал образу дорогой рубин. Дорогую серебрянную ризу и вуаль, украшенную жемчугом, изготовила Констанция из рода Гербутов, муж ее, Я. Ф. Сапега, отстроил костел.

История образа была описана Я. Ф. Сапегой и вначале напечатана под именем ксенза Я. Валицкого «Historia przezacnego obrazu kodenskiego Panny Maryi» (Торунь, 1720), позже переиздана под собственным именем «Monumenta antiguitatum Marianatum» (Варшава, 1721).

Современные историки не нашли подтверждение легенды о вывозе образа из Рима. Его культ начался с издания книг Я. Ф. Сапеги благодаря его же стараниям; образ, с согласия папы Климента XI, был коронован 15 августа 1723 года (вторым в Великом Княжестве Литовском после Троцкого образа).

В 1875 году, когда костел был закрыт царской властью по приказу ген. губернатора Кацебы, образ был перевезен в Ченстохово, Польша.

В 1927 был возвращен в Кодань.

Написан маслом на холсте 223×128 см в начале 17 века (так считают современные историки). Матерь Божия изображена в полный рост, в правой руке скипетр, на левой маленькая фигурка Иисуса в широком плаще, над головами королевские короны.

Образа такого типа в 18-19 веках появились в православных церквях под названием «Прибавление ума».

Добавить комментарий