О христианской покорности власти

“Ничто так не поощряет дерзость злодеев, как слабость добрых людей”

Сегодня многих из нас смущают слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13.1).

Из этого как бы вытекает, что заслужили люди, то и послал им Господь. Остаётся просто терпеть. И противятся люди всей душой, и понимают, что слова эти как бы против здравого смысла и даже простейшего инстинкта самосохранения. И сознают, что покорность безбожной власти это самоубийственное безумие, а вот терпят.

Однако, этот постулат, всего лишь лукавый перевод Священного Писания, подсунутый давно, в пору переводов Священного Писания на русский язык Библейским обществом в XIХ веке.

У апостола Павла даётся формула, которая по-русски обычно переводится так: «Нет власти не от Бога», или ещё более обобщённо: «Вся власть от Бога». На этом и базируется предписание, якобы, христианской покорности любым властям, безбожным, богоборческим, иноверным, губящим народы.

Но в церковно-славянском тексте не так сказано. Здесь указано следующее: «Несть власть, аще не от Бога. Сущие же власти от Бога учинены суть». А это означает буквально: «Не есть власть, если не от Бога», т.е. не признаётся властью власть, если она не от Бога. Подлинные же власти от Бога учреждены. И даже само слово «сущий» означает конкретно «подлинный, истинный, настоящий».

Уже сегодня в наши дни Патриарх Кирилл подчеркивает : «… если власть понимается как средство достижения своих собственных целей, если власть понимается как источник удовольствия и наслаждения тем, что твоей воле подчиняются другие, то власть становится соблазном, искушением и гибелью для человека».

Иоанн Креститель – является величайшим пророком. Он жил во время Царя Ирода. Действующими законами того времени были законы Римской Империи. По этим законам Царь Ирод был представителем Римской вертикали власти. Фактически он сам был себе закон. Но по закону Моисея Царю Ироду нельзя было брать жену брата своего себе в жены. Все молчали, даже первосвященники и епископы…кроме Иоанна.

Да, уличая земную власть, Иоанн нарушил законы Рима… но не Божии. Потому что законы Божьи выше законов властей, которые не покорны Богу. Иоанн был убит теми, кто цеплялся и держался за свою власть. Он был убит «земной властью», которая никогда не была утверждена Богом.

Всякая власть от Бога, но не всякая власть угодна Богу. Безответственная власть вырождается в произвол. Осознать себя и только себя источником власти означает узурпировать, присвоить Божественную власть, стать деспотом, не несущим никакой ответственности перед живущими ныне и их будущими потомками. И в результате такого присвоения создаётся развивается культ величия и особого почтения и человек наделённый властью ставит себя выше Всех и Вся.

Святитель Иоанн Златоуст предупреждает “Сила и власть побуждают делать многое неугодное Богу; и нужна очень мужественная душа, чтобы по-надлежащему воспользоваться данной честью, славой и властью”.

В психологическом плане сама жажда власти и безудержное стремление к ней коренится не в силе, а в слабости человеческой личности и её неправильности и испорченности.

Философ — психолог Эрих Фромм считает, что основная причина болезненного невротического стремления к власти заключается в неспособности личности вынести изоляцию и собственная слабость личности. Стремясь к власти, невротическая личность проявляет характерные именно для неё особенности:

Во-первых, она всегда сравнивает себя с другими людьми, даже тогда, когда они не являются её конкурентами или соперниками.

«И будет поступать царь тот по своему произволу и вознесется выше всякого Божества» (Дан.II,36).

Во-вторых, она считает себя непременно уникальной, своеобразной, единственно неповторимой.

Такой человек может на словах признавать за собой множество грехов вообще, но при этом считать, что именно от честолюбия именно его Господь освободил. Но “не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя, — говорил Иоанн Лествичник — (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви”.

Властолюбивый невротик чрезвычайно чувствителен к любой критике, даже самой незначительной. Он убеждён, что только он вправе говорить верные мысли, что только его слова являются истинными, что исключительно он правильно всё оценивает и принимает верные решения. Он не терпит конкуренции в принципе и всячески уклоняется от открытых дискуссий со своими оппонентами. Для такого властолюбца самое важное — быть абсолютно правым. Но мира это не даёт — всякий хочет быть правым или хотя бы примкнуть к тому, кто прав. И чтобы доказать свою правоту, лукавый властолюбец карает и устраняет тех, кто тоже уверен в своей правоте и всеми, кроме себя, помыкает.

Апостол Павел говорит: «Я знаю,что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно» (Деян. 20, 29-30).

И ведь действительно, реальный «волк», превосходящий всех в своей способности «говорить превратно», т. е. то, что является полным извращением истины, безоговорочно лжет перед всем миром, и земным и Небесным, совершая неслыханные надругательства над телами и душами человеческими.

В-третьих, невротический человек по своей сути испытывает скрытую враждебность к другим. Он эмоционально удовлетворится только тогда, когда увидит свое превосходство над другими, в их унижении. Причем, он больше фиксируется не на том, что он превосходит других, а именно на том, что бы другие были хуже него.

Будучи при власти, он не упускает случая, чтобы при первой возможности показать своё мнимое превосходство над другим человеком, он же сам испытывает постоянный страх от того, что кто-то может преуспеть и превзойти или даже обогнать его.

Если же кто-то заподозрит его в честолюбивых стремлениях, властолюбивых амбициях и хотя бы попытается указать ему на это, то его охватывает негодование, выливающееся в приступы ярости.

От развившихся у него всезнайства и особой роли — миссии, избранности и непогрешимости, его захлёстывают в собственных глазах значимость и величие. И отныне он уже не способен реально оценить, что все люди сотворены в мир подобными и нет среди нас особых, а все ответят в итоге по делам своим.

Из 2-го Послания Апостола Петра мы знаем, что «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят».

Властолюбие есть великое зло в человеке и начало всякого зла. Мы знаем, что беззаконному Ироду легко было убить тысячи неповинных младенцев, чтобы только не лишиться царской власти. Властолюбивый человек хочет другими владеть, но сам собою владеть не может.

Писание говорит: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6. 11-13; ср. 1 Петр 8-11)

При утверждении, что нет власти не от Бога надо опять же различать власть прямо установленную Богом и власть попущенную Им.

Ученик Иоанна Златоуста, преподобный Исидор Пелусиот, живший ещё в 5 веке, утверждает : «Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, т. е. начальство и власть царская, установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей беззаконно восхитил сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему … изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание».

Библия рассказывает нам, как о двух людях с одним именем: Иуде Маккавее и Иуде Искариоте.

Первый против властей восстал за чистоту исповедания веры. Второй исполнил повеление властей и продал Христа. А в итоге Иуда Маккавей пребывает ныне с праведниками, а Иуду Искариотского и земля отказалась принять.

Каждый имевший и имеющий власть над людьми (Божиим творением) даст на Страшном Суде ответ Богу за свои дела и будет либо оправдан, либо осужден.

Да власть предусмотрена в обществе и необходима ему, но она является для наделённого ею человека возможностью принести пользу одновременно и людям и своей душе. Не допустимо использовать власть в угоду своим личным прихотям и амбициям.

Ибо неизбежно такого деятеля ждёт участь пушкинского Бориса Годунова:

«Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы —

Они ж меня, беснуясь, проклинали!»

И действительно, не случайно Патриарх Кирилл напутствует наделенных властью «Пусть же Господь каждому, кто имеет власть – и большую, и совсем маленькую, – даст мудрость и понимание того, что через власть можно обрести спасение и через власть можно погубить душу. И чтобы всякое исполнение властных полномочий, всякое осуществление авторитета, будь то в Церкви, обществе или государстве, вело к благу людей, нужно просить Господа избавить нас от соблазна любоначалия и дать внутреннее смирение, способность к осознанию своих собственных грехов, понимание своей собственной слабости, своего недостоинства пред лицом Божиим» «.. нужно постоянно контролировать и свои мысли, и свой образ жизни, и свой образ общения с окружающими. Неслучайно люди так внимательны к тем, кто во власти: подмечается каждое слово, иногда даже движение лица, стиль общения с другими, – потому что, нет, наверное, ничего тяжелее, чем получать раны от власть имущих.»

Патриарх Иерусалимский Диодор (+2000) утверждал: «Политика редко согласуется со словом истины. Церковь имеет свою политику, основанную на правилах Св. Отцов. Святой Апостол Павел нас учит и говорит, чтобы мы повиновались властям предержащим, но этому надо следовать до того момента, пока они не касаются истины нашей веры».

Дело Божие с разумением должно совершаться. Одно – когда ты властям перечишь по своей гордыне, из-собственного тщеславия, а другое – из-за ревности к вере Божией.

Если нам говорят: «Не судите, и не судимы будете», ответим: есть осуждение, а есть рассуждение. Осуждение означает вынесение приговора, — и на это тоже нужно иметь право.

Рассуждать же обязан всякий разумный человек, чтобы не быть бестолковым фанатиком, а понимать смысл происходящих событий, различать белое и чёрное и «не участвовать в делах тьмы».

Мы все «рабы Божии» – то есть работники Христу, труженику Господу и только ему. Патриарх Кирилл даёт наставление власть имущим: «Всякий раз, когда человек наслаждается властью, он согрешает, потому что власть дана не для наслаждения, а для служения. Нет перед властью другой Богом благословленной цели, как только служение ближним своим».

Нам же самим Первоверховный Апостол Павел завещал «Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и безчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищие, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. В равное возмездие, — говорю вам, как чадам своим, — распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, выйдите из среды их и отделитесь, говорит Гоподь» (2 Кор. 6).

Александр Cоколовский

* Редакция сайта может не разделять мнения, высказываемые в материалах данного раздела

Добавить комментарий