Как встречать Новый год?

Беседа о встрече Нового года со священником Сергием Петрусевичем, настоятелем Свято-Покровского храма, г. Жабинка

– Отец Сергий, Новый год – самый неоднозначный, но все же горячо любимый народом праздник. Православный посмотрит в календарь, а там: Рождественский пост, 1 января – память мученика Вонифатия … Мы легко можем отказаться от вечеринки в компании чужих людей. А что же делать с друзьями и родными?

– А что в этом событии можно горячо любить? К сожалению, в это время вся страна без меры пьет и ест, и единственным отвлечением от застолья для многих становится просмотр всевозможных пошлых шоу и «голубых огоньков» по телевизору. Жизнь словно замирает, погружается в пьяную вакханалию и страшный блуд в то время когда наступают особые дни поста, когда нужно особенно обратить внимание на свой внутренний мир.

Что делать? Мудрость и рассудительность помогут найти золотую середину, чтобы и не обидеть родственников, не поссориться с ними, но и не повредить себе. В течение года мы должны жить так, чтобы друзья и родные захотели встретить Новый год не так, как было всегда, а действительно по-новому, наполнив его подлинно христианским смыслом благодарения Богу за прожитый год. У апостола Павла есть такие слова: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15, 1,2).» Так вот «сильные» – это люди, вкусившие сладость общения с Богом, ощутившие силу укрепляющей божественной благодати, а «бессильные» – те, кто свою жизнь хочет комфортно устроить без Бога, что, в конце концов, неминуемо приводит к разочарованию, унынию, т.е. бессилию. Нам дано познать радость православных праздников, а кому-то еще нет. Советский человек не знает, как можно встретить Новый год без салата «Оливье», холодца, жареной курицы и, конечно, обильной выпивки. И, разумеется, главным украшением стола в Новый год, как когда-то заметил почтальон Печкин, для него является телевизор. Ведь ему никогда не предлагался выбор между бессмысленным объядением и чем-то более возвышенным. Перед нами открывается безграничное поле для миссионерской деятельности. Уйти от общения за новогодним столом будет ошибкой с нашей стороны. Нет ничего предосудительного посидеть за столом, соблюдая пост и умеренность в пище (ночью вообще не рекомендуется есть), поднять бокал с шампанским и произнести тост о благодарности Богу за все, что было в уходящем году. Ведь христианин, разделяя застолье с людьми, далекими от духовных вопросов, вполне может как-то одухотворить это празднование.

– «Как я встречу Новый год, так и проведу весь год», – так считают многие. Насколько справедливо это утверждение?

– Полный абсурд. Празднование Нового года как отдельной даты, которая может принести счастье – это возвращение ко временам календарной магии, когда одни дни года считались «счастливыми», а другие – «несчастливыми». Это отход от высоты христианства, тем более, от высоты Православия и возвращение сознания человечества к примитивным религиозным формам верования, к первобытному магическому мышлению. Но, если ответить на поставленный вопрос с долей иронии, то для определенной категории граждан встреча Нового года действительно оказывает влияние на жизнь в течение всего года. Как начал год с пьянства, так и провел его в этом бессмысленном занятии, не видя ни очевидного ущерба здоровью, ни страдания детей, ни родных, ни близких.

– Отец Сергий, с друзьями и родственниками разобрались. А как быть с детьми? В школе подготовка к ёлке, только и мысли о том, какой подарок тебя ждёт. В семье священника проще (или тоже есть свои сложности?), а как быть обычной семье?

– В обычной семье все должно быть обычно и менять ничего не нужно. Но если семья хочет воспитать своего ребенка по-новому, тогда стоит что-то изменить. Это серьезный вопрос: как нам воспитывать детей, не противопоставляя их миру, чтобы при этом они становились христианами. Если мы начнем плохо отзываться о его друзьях, это может привести к его психологическому уходу из семьи и от веры. Христианство потому и победило, что первые христиане жили в мире, но были как бы не от мира сего. Как сказано у одного апологета: «Мы одеваемся в такие же одежды, едим ту же самую пищу, точно также ходим по земле, но мы другие, потому что мы верим во Христа. И мы не противопоставляем себя другим людям, но везде привносим новый смысл. Все «осоляем» и освящаем». Пусть для ребенка будут школьные мероприятия с подарками, песнями и Дедом Морозом (как правило, с устойчивым смешанным запахом алкоголя и мужского дезодоранта). Школа, елка, подарки – временные атрибуты, которые благополучно уйдут из жизни человека в свое время. В семье нужно стремиться создать праздничную атмосферу вокруг события рождения Спасителя мира и все силы направить на это, оставив Новый год без особой торжественности.

– Теперь вопрос другого плана. Процент пьющих и выпивающих в эту ночь просто огромен. По телевизору романтика пьянства, а, по сути – пропаганда красивого вырождения нации…

– Безусловно. Огромная финансовая прибыль от реализации алкоголя помрачает здравый рассудок всех, кто участвует в рекламе алкоголя в любом завуалированном виде: принятие законов, торговля без границ, телевидение и т.д. Все русские фильмы на новогоднюю тематику имеют застольные сцены с употреблением алкоголя, и объясняется это славянской традицией – посидеть за рюмочкой. Вот пропаганда пьянства для всех, кто смотрит телевизор в новогодние дни. Только в фильме по странной случайности не показывают, как опившиеся граждане засыпают пьяными с сигаретами, мерзнут на улицах и оставляют включенным газ. В чем романтика, если в обычном рядовом магазине одной водки закупается столько, сколько выпил бы, наверно, солдатский полк. В этом море «огненной воды» уже видны завтрашние преступления, бытовые разборки, выпадение с балконов и сквернословие, оставляющее без внимания присутствие детей и т. д.

– Результат предновогодней коммерческой кампании – большие объемы продаж алкоголя. На первый взгляд, это очень выгодно экономике. Отец Сергий, с этим можно хоть с натяжкой, но согласиться?

– Можно согласиться без натяжки. Только коммерческий интерес, и не только в новогодний период. «В сущности, нам была привита целая алкогольная религия, – пишет М. Воскресенский, – культ Бахуса, фактически заменивший православие. Раньше, желая людям добра, за них молились, теперь за них пьют (т. е. совершают один из смертных грехов), за людей умерших совершали добрые дела (т. к. сами они уже не могут), подавали милостыню и просили за упокой их душ молиться нищих, – теперь за них надо пить не чокаясь. И даже людей, умерших от водки, в последний путь провожают опять же водкой. Купленную вещь раньше освящали, теперь обмывают, сложились целые обряды: как и что нужно обмывать – награды, звания, должности… Критерием мужской дружбы является количество совместно выпитого». Сегодня ради денег готовы на все, даже пожертвовать жизнью человека, а потом лицемерно сокрушаться о безвременной кончине и пагубности употребления спиртных напитков. Алкоголь дешевый и доступный. Приведу интересное сравнение: раньше (1960 — 1972 гг.) на среднюю зарплату можно было купить 41 бутылку водки (по 2руб.87 коп.), а сейчас 111 (по 20 300 руб.) Водка стала дешевле закуски! Комментарии излишни.

Вопросы задавал Геннадий Левчук

«Духовный вестник»

А как Вы считаете: На Новый год соблюдая пост можно ли выпить вина?

Добавить комментарий