Для чего были убиты Вифлеемские младенцы?

Радость праздника Рождества Христова несколько омрачается воспоминанием избиения Иродом Вифлеемских младенцев. Казалось бы, только Бог пришел в мир — жизнь должна начать налаживаться, а тут происходит такое несчастье. Для нецерковного человека есть большое искушение обвинить в смерти стольких неповиных душ Христа. Ведь если бы Он не пришел на землю, то Ирод не отдал бы приказа об истреблении младенцев. Получается, что Христос является как бы пусть и косвенным, но виновником этого злодеяния.

Особо остро передо мной встал вопрос осмысления избиения Вифлеемских младенцев после экзегетической проповеди священника Георгия Лопухова, настоятеля Свято-Введенского прихода в Минске, которую он глаголил в программе «Духовное слово».


Кстати, могу посоветовать, где скачать хороших бесплатных mp3.


Честно говоря, меня просто взбесили некоторые пассажи из этой проповеди, прочитанные отцом Георгием с поразительной легкостью. Как например: «Церковь учит, что никто не страдает несправедливо». И чуть погодя: «Очень возможно, что эти младенцы и не были бы полезны своей земной жизнью». Мы знаем много примеров, когда Господь удерживает в жизни величайших грешников, давая им время для покаяния. «Неужели мы сможем сомневаться в том, что Творец лишил бы жизни тех, кто мог бы проявить себя в великих добродетелях? Никоим образом!»

Получается, что все равно из младенцев этих ничего бы путного не вышло, так что лучше было бы их истребить по-раньше, видимо, чтобы небо не коптили…

Неужели вся экзегеза по этому поводу настолько мрачна и беспросветна. К счастью, оказалось, что это скорее исключение из общего правила толкования этого отрывка. Более распространенной и, человечной, что ли, является мнение, скажем святого Иоанна Златоуста, которое приводит архимандрит Рафаил (Карелин): «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек – твой благодетель?» Несколько медных монет – наша земная жизнь, которая рано или поздно кончается смертью, а золото – жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Они ушли отсюда, с лица земли, будучи сорванными как бы еще нераспустившимися цветами. Но зато они наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов.

Кроме того, не стоит забывать, что сам Христос впоследствии претерпел эти же мучения, даже до смерти на кресте, поэтому сопережил то же, что чувствовали эти младенцы. И мучения все эти не бессмысленны, как может показаться с человеческой точки зрения, они приводят к жизни будущего века.

С самых первых дней своей земной жизни показал Христос, что не сладкое вино он принес на землю. Вспомнить, к примеру, судьбы апостолов… Но это уже другая история.

Добавить комментарий