Святая праведная София, княгиня Слуцкая

1 апреля день памяти Святой праведной Софии, княгини Слуцкой. Прошло почти четыре столетия с тех пор, как завершилась ее земная жизнь. София Слуцкая происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в городе Слуцке, одном из древнейших городов Беларуси. Около 1270 г. город оказался во власти литовских князей, в 1395 г. образовался особый удел со своими князьями, родоначальником которых стал внук великого князя Ольгерда – Александр (Олелько) Владиславович.

Дед святой Софии Юрий Юрьевич – великий почитатель православных святынь – известен собственноручно переписанным Евангелием, переданным в дар Слуцкому Свято-Троицкому монастырю. В своем духовном завещании князь увещевал сыновей попечительствовать, подобно ему, над Свято-Троицким монастырем, твердо держаться Православия. Заветы князя строго выполнял Юрий Юрьевич II, отец Софии Слуцкой, который твердо держался веры отцов и обычаев предков. Князь был женат на Екатерине из рода Кишек; от этого брака и родилась 1 мая 1585 г. их единственная дочь, последняя из рода Олельковичей. Словно в ознаменование будущей мудрости Слуцкой княгини и ее заботах о гонимом Православии, княжну назвали во святом крещении Софией. Богатым и влиятельным было тогда принадлежащее отцу и его трем братьям Слуцкое княжество, но…

Через несколько лет один за другим умирают родители Софьи, так и не прижив еще детей. Осиротев, София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. Вскоре умирают и оба дяди Софии. Детей у них не было, и к девочке перешли все остальные владения рода Олельковичей. Софья остается самой богатой сиротой во всем княжестве, а заодно и самой богатой невестой, хотя ей не исполнилось еще и десяти лет. Ее опекуном становится родственник со стороны матери, жмудский староста Юрий Ходкевич.

Детство девочки прошло в его имениях в Берестье и Вильно. София, предоставленная самой себе, начинает увлекаться религией, Святыми книгами, долгими беседами со священниками. Ходкевичи задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского. София ничего не знала об этом решении. Одновременно с приготовлениями к свадьбе тянулась тяжба между другими представителями родов Ходкевичей и Радзивиллов из-за имения Копысь под Оршей. Дело практически дошло до кровопролития, когда Радзивиллы осадили Ходкевичей в их доме в Вильно, где жила София. Но буквально за несколько часов до начала штурма девушка дала согласие на брак, тем самым предотвратив побоище.

День бракосочетания назначили на 1 октября 1600 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которой вручала свою судьбу юная София. Незадолго до венчания появилась еще одна проблема – опекуны не спросили у невесты, согласна ли она изменить своей вере для брака с Несвижским князем католиком. Но Православие, вера предков – главное сокровище, оставшееся у княжны Софии от отцовского наследства, и она решительно отказалась переходить в католичество. Более того, София настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Князю Янушу пришлось обратиться к Римскому. Разрешение было получено и бракосочетание состоялось в назначенный срок: 1 октября 1600 года, по православному обряду, в одном из соборов Бреста.

Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года. В это время ей принадлежал город Слуцк, и княгиня встала на защиту народа и православных святынь «от униатского насилия». С участия княгини Софии, Слуцк оставался твердыней Православия. Как могла, хранила православных от всех напастей княгиня София Юрьевна. Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами, пешком посещала многочисленные храмы в дни их престольных праздников. Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты православия. Вдобавок, Софья убедила своего мужа выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии.На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Она своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар Церквам.

К сожалению, Господь не дал супругам потомства. В 1604 и 1608 г. их дети Николай и Екатерина умерли младенцами. А 19 марта 1612 г., родив мертвого ребенка, скончалась и сама София. Её похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий Юрьевич. На внешней стороне крышки гроба надпись: «1612 год, марта 19, представилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы».

По смерти жены князь Януш глубоко сохранял традиции, завещанные благочестивой супругой. Влияние памяти четы Софии и Януша было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии.

Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма Слуцкого Троицкого монастыря. В 1904 году они были перенесены в так называемую зимнюю каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма, напротив придела в честь Святой великомученицы Екатерины. На солее между иконостасом и гробом с мощами стояла в киоте фамильная икона Слуцких князей в серебряной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Икона эта в 19-20 вв. почиталась местночтимой. Перед иконою, по субботам в течение всего года, перед литургией совершался молебен ко Пресвятой Богородице, соединенный с акафистом. Почитание святой и ее мощей не прекращалось никогда. Изначально 17 сентября каждого года о ней служились панихиды.

Существовала еще одна традиция: облачением Святой во гробе занимались только лица женского пола, даже настоятель монастыря не мог присутствовать при облачении. Средства на переоблачение всегда собирались соборно благочестивыми прихожанками. В 30-х годах прошлого столетия мощи святой княгини были доставлены в Минск в анатомический музей медицинского факультета БГУ. Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями подвижников они были перенесены в Свято-Духов Собор Минска, но вскоре из-за угрозы вывоза в Германию стали храниться в подвале одного из частных домов Минска. Только после войны нетленные мощи Святой Софии Слуцкой вновь вернулись в Свято-Духов Собор. 3 апреля 1984 года православная церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику блаженных.

Духовный вестник

Добавить комментарий